Форум » Матчасть! » Германо–скандинавская мифология как одна из основ современного жанра “фэнтези” » Ответить

Германо–скандинавская мифология как одна из основ современного жанра “фэнтези”

Золушка: Не раз замечала, что когда посторонние ролевики узнают о том, что один из источников на которых построен наш мир, это германо-скандинавские мифы, просто пугаются или же отвечают: "Меня сказки не интересуют". Поэтому пришла на мысль выложить на всеобщее обозрение эту статью, чтобы объяснить всем связь между северными мифами и нашим любимым "фэнтези". Главная связь между ними это то, что мифы являются родителями нашего классического фэнтези, а не Дж. Толкин, как это считают многие. Здесь и далее я периодически буду приводить цитаты из статьи Жаринова Евгения Викторовича, которая находится здесь.

Ответов - 6

Золушка: Для начала хотелось в общих чертах рассказать о том, что такое германо-скандинавские мифы и кто такие народы, которые их создали. Из истории нам известно, что именно эти древнегерманские племена, смешавшись с кельтами, а затем и с норманами, определили костяк будущей английской нации. То есть, древнегерманские племена и были создателями мифов о, которых мы говорим. Нет надобности рассказывать подробнее об истории или социальном строе этих народов. Скажу только одно, что эти племена породили не только английскую нацию, но и все народы Западной Европы. Что же касается источников, то: Песни о богах и героях, условно объединенные названием “Старшая Эдда”, сохранились в рукописи, которая датируется второй половиной ХIII века. Неизвестно, была ли эта рукопись первой либо у нее были какие–то предшественники. Неизвестна и история самих песен. Помимо "Старшей Эдды" есть ещё один сборник мифов - это "Младшая Эдда". Нельзя сказать, что скандинавские мифы были чем-то особенным. Там так же были доблестные герои, величественные боги и таинственные духи... Как пишет Евгений Викторович: На первый взгляд мифологические представления древних скандинавских и германских племен настолько удалены в прошлое, что обращение к этим сюжетам могло представлять из себя лишь попытку кабинетного ученого воскресить прошлое, что называется, наука ради науки. И далее: И действительно, первые произведения в жанре “фэнтези” профессора Оксфордского университета святого Эндрюса Дж.Толкина так и не нашли своего читателя. Лишь явная ориентированность на детское чтение позволила невинной сказочке “Хоббит, или туда и обратно” появиться в печати непосредственно перед Второй мировой войной. Но настоящая слава у великого писателя была ещё впереди, когда после войны вышел его "Властелин колец". Однако, мир, описанный Дж. Толкином не был авторским. Да и произведение родилось не случайно. И, впрочем, Дж.Толкин и не был первопроходцем в этом жанре. Вот что на этот счёт пишет Евгений Викторович: Дело в том, что у Дж.Толкина в этом смысле были свои предшественники – это лорд Дансени и другой профессор–лингвист, Е.Эддисон. Оба автора еще задолго до Дж.Толкина начали разрабатывать в литературе тему, близкую германской мифологии. Фантазия и поэтика Дансени, оказавшие влияние на большинство авторов “героического фэнтези”, проявились уже в первом цикле, составившем сборник “Боги Пеганы” (The Gods of Pegana) (1905). Получается, что вышеупомянутые авторы успешно "внедрили" германскую мифологию в обычный мир и на этой основе появился тот жанр, который мы все так любим и знаем, а именно фэнтези. Вот что на этот счёт пишет Евгений Викторович: Ориентируясь , в основном , на романтические традиции (от У.Морриса до У.Йейтса и О.Уальда), Дансени удалось создать свой особый мир, тем самым буквально открыв для последую-щих читателей еще не изведанный материк. Этот материк продолжал успешно “обживаться” и в последующих сборниках: “Время и боги” (Time and Gods) (1906), “Меч Уэллерана” (The Sword of Welleran) (1908), “История спящего” (A Dreamer’s Tales) (1910), “Книга удивительного: хроника небольших приключений на краю света” (The Book of Wonder: A Chronicle of Little Adventures at the Edge of the World) (1912), “Рассказы об удивительном” (Tales of Wonder) (1916). Перу Дансени принадлежат также романы – “Хроника дона Родригеса” (The Chronicles of don Rodriguez) (1922), “Дочь короля эльфов” (The King of Elfland’s Daughter) (1924) и др. В своей статье Евгений Викторович так же рассказывает подробнее об этих двух авторах. Вначале о лорде Данесси: Будучи богатым аристократом (“18–й барон Дансени”) , автор писал в свое удовольствие и успел опубликовать около 60 книг, причем многие из них он опубликовал за свой счет. Явно, что творчество Дансени в самом начале ХХ века оказалось несколько преждевременным и не нашло тогда широкого читательского спроса. И об Э.Эддисоне: Другой предшественник Дж.Толкина – Э.Эддисон, будучи уче-ным–лингвистом и преподавая старонорвежский язык, также создал некий будущий прообраз “Властелина колец”. В 1922 году появился его первый роман “Червь Уроборос” (The Worm Ouroboros)... Этот роман показал всем возможность описать всю эту необъяснимую фантастику обычными словами. Хотя и был написан на стилизованном староанглийском языке. Тем не менее, именно Эддисон показал всем будущим авторам, как можно описать фантастику. Однако, о лорде Данесси до сих пор никто не знает, а об Э.Эддисоне вспомнили только после второй мировой войны, когда мир накрыла волна популярности "Властелина колец". Но почему? Это уже отдельная тема и о ней я поведую чуть позже.

Грейс Фаррелл: Золушка Статья неплохая, но я хотела бы услышать, чем именно фентези обязано мифологии и ещё конкретнее наша игра.

Золушка: Грейс Фаррелл Вот, наконец нашлось время и я продолжаю сравнение германо-скандинавской мифологии и мира фэнтези. Сегодня я хочу поведать всем о существах и некоторых расах, которым обязано фэнтези северным мифам. Альвы - в скандинавской мифологии низшие природные духи, прообраз эльфов. В Фэнтези образ эльфов немного изменился и материализовался. Вервольф - в мифологии Западной Европы, а также в современной массовой культуре оборотень, человек-волк. Сохранил свой "натуральный вид". Вигты - в фольклоре германских народов домашние духи, то есть, всем нам знакомые домовые. Гарм - в германо-скандинавской мифологии огромный четырёхглазый пёс, охранявший Хельхейм, мир мёртвых; хтоническое чудовище. Подобные огромные псы известны в мире фэнтези, как цербер. Двойник - в ряде культур нематериальная копия человека. Как правило, в фэнтези есть аналог этому - призрак или вурдалак. Йотуны - в германо-скандинавской мифологии великаны, чудовища земные и морские, порождения Локи. То есть, хорошо знакомые нам великаны и тролли. Пери - в европейском фольклоре падший ангел, изгнанный временно из рая и охраняющий людей от демонов. Такие падшие ангелы широко распространены в фэнтези. Цверги - карликовые существа, благодаря которым произошли гномы и тёмные эльфы И я ещё не говорила об ангелах, демонах, валькирий и прочих духах и монстрах, которые не раз появлялись в легендах. Ну и конечно, фэнтези должно сказать огромное спасибо мифам хотя бы только за драконов. В северной мифологии они широко распространены и есть даже несколько знаменитостей среди них. Это: Нидхегг - дракон из скандинавской мифологии, грызущий корни мирового дерева и грешников. Татцельвурм - разновидность дракона, черный змей с головой кошки и двумя кошачьими лапами. Фафнир - чудовищный дракон-охранник сокровищ из "Беовульфа". На этом пока всё. Надо сказать, что большая часть существ и рас взяты именно из скандинавской мифологии. За это, думаю, нам, любителям фэнтезийного жанра надо сказать спасибо древним народам. И не только за это. Чуть позже. Я познакомлю вас с остальными сходствами и аналогами.


Грейс Фаррелл: Золушка пишет: И я ещё не говорила об ангелах, демонах, валькирий и прочих духах и монстрах, которые не раз появлялись в легендах. А можно о них по-подробнее написать? Как появились в мифах, самые известные? Напишешь?

Золушка: Грейс Фаррелл Какая ты любознательная! Просто настоящий клад для школьного учителя. Ладно, расскажу, но позже.

Грейс Фаррелл: Золушка Какая есть... Буду ждать!



полная версия страницы